вывоз строительного мусора 8(901)5127326: контейнеры, бункеры для ТБО и КГМ
 

Главная ->  Экология 

 

Известный дирижер вспоминает свой первый концерт, рассказывает о гармонии с природой и искренне советует коллегам не обманывать ни себя, ни окружающих

 

Буквально на днях симфонический оркестр Брестского академического театра драмы торжественно открыл 20 - ты концертный сезон, а уже сегодня его главный дирижер Александр Сосновский репетирует с не менее любимым концертным оркестром "Немига" в Минске. Озорник творец признается: подобный рабочий маршрут давно стал образом жизни, и это вовсе не излишки профессии, а ее привилегии. Часто между Брестом и Минском "уклиньваюцца" и другие населенные пункты, где приходится гастролировать.Тем не менее, музыкант находит время для отдыха и любимых хобби. А еще - считать себя счастливым человеком, потому что его пламенный роман с музыкой случился давно и не случайно.

 

Продолжается он до сих пор, обрастая новыми интересными статьями и страницами.

 

- Александр Петрович, в какой момент Вы поняли, что хотите связать жизнь именно с музыкой?

 

- Еще в детском саду маме сказали: у мальчика неплохой слух, и есть соответствующие способности - надо начинать их как-то развивать. Это был толчок. Позже мы обратились сразу в две музыкальные школы. Первая находилась в самом центре Могилева и имела славу элитной, другая - располагалась на окраине. Рискнули - и прошли в обе. Конечно же, выбрали ту, что в центре. - Возникали сомнения в правильности выбранного пути? - Нет, никаких сомнений не было, так как учеба давалась без особого напряжения, даже вообще без напряжения. На первом курсе Могилевского музыкального училища мне посчастливилось попасть в класс дирижера Леонида Иванова, очень четкого музыканта, который, к сожалению, уже ушел из жизни. Благодаря ему и понял: хочу дирижировать. Вопрос решился однозначно: только это профессия. - Вы учились в известных мастеров своего дела.

 

А какой главный урок вынесли из классов? - Да, после Леонида Иванова судьба свела с заслуженным артистом БССР Иосифом Абрамис в Белорусском государственной консерватории, с народным артистом РСФСР Эдуардом Грыкуравым - в Ленинградской государственной консерватории, стажировался и под руководством профессора Юрия Цемирканава. Все мои учителя были убеждены в одном: для дирижера каждый новый день - новый урок. Каждая встреча с оркестром - целое событие, к которому нужно тщательно готовиться. Специфика работы в коллективе такая, что его постоянно приходится завоевывать. У кого-то - дома проблемы, кто-то не очень здоровый, поэтому необходимо всегда быть мудрым. Это самое главное. Музыканты - люди впечатлительные, все со своими "тараканами", и принцип "я - начальник, ты - дурак» с ними не действует.

 

Думаю, уже даже в армии его не практикуют. Если все делается через приказ, то это может иметь довольно печальные последствия. - Чем завоевывали коллектив симфонического оркестра БАТД, с которым работаете с 1998 года? Стал ли он для Вас второй семьей? - Конечно, стал! Почти 15 лет назад оркестр остался без дирижера. А в сентябре-октябре музыканты должны были открывать новый концертный сезон. По иронии судьбы я как раз гостил в Бресте у своего ученика и друга.

 

Зашли с ним в театр, познакомились ближе, и мне предложили порепетировать с оркестром, пока не найдут на вакантную должность необходимого человека. Вот это "пока" длится и по сей день. (Смеется). Сначала думалось, что все временно. Много дел было в Минске, в музыкальном театре, где давно работал. Но остался и достиг здесь больших успехов. Сегодня оркестр исполняет интересные программы, зрители охотно к нам идут, в зале - аншлаги. Оркестранты преподают еще и в музыкальных школах города, в колледже.

 

Эти люди весь день занимаются с учениками, а вечером по понедельникам и вторникам спешат на репетиции. Они всем сердцем преданы музыке, готовы даже работать за копейки. Такая самоотдача и помогает собирать полные залы. Благодаря этому, у нас получилась настоящая творческая семья.

 

Вот готовимся отметить в апреле 20-летие оркестра. - И как идет подготовка к нему? - 2 октября мы открыли 20-й концертный сезон классической программой. Начали такой своеобразный творческий марафон, где каждый концерт будет как юбилейный. Завершить его также грандиозно. Планируем разбить праздник на два вечера: в первый - представим серьезную программу, покажем, к чему пришли, а в другой - будем принимать поздравления. - Вам не сидится на месте: меняете маршруты друг за другом.

 

Сегодня - еще в Бресте, а завтра - уже в Минске. Легко ли совмещать работу на два города? - Их даже не два, а гораздо больше. Есть концерты в России, Украине, выступления в Европе. Я очень легкий на подъем, поэтому с удовольствием путешествую. Не могу усидеть на одном месте и заниматься рутиной. К тому же, у меня много хороших студентов - это подрастающее поколение дирижеров.

 

Мои ученики работают в музыкальном театре, Национальной оперы, преподают в консерватории и колледжах. Так что не волнуюсь за будущее, так как имею целую бригаду подготовленных дирижеров, которые продолжат дело. С ними также часто встречаемся, но уже - как коллеги. - Остается ли в таком насыщенном графике место на увлечения, не связанные с музыкой? - Обязательно!

 

Каждую свободную минутку провожу за городом. Я рыбак - и этим все сказано. Люблю общение с природой. Приезжаешь - и сразу мозги прочищаются, есть время подумать с удочкой на берегу. Говорят, смотреть на огонь и воду очень полезно, так как город и постоянная суета держат человека в напряжении. Да связь с природой нужно чувствовать, а это дано не каждому. - Среди композиторов, чьи произведения приходится выполнять, есть фавориты? - А как же! С западной классики предпочтение отдаю Бетховену, с русской - Чайковскому и Рахманинову. - А что думаете по поводу современной музыки? - Вы имеете в виду эстраду? Она, в подавляющем большинстве, низкопробное мусор. Фактически нет ярких исполнителей.

 

В России Пугачева, Ротару дадут фору даже молодежи. Хорошие и Кобзон, Валерий Леонтьев, Ирина Аллегрова, Лариса Долина. А у нас - то почва бесплодна, то рассада вялая. Может, едят что-то не то. (Смеется). Да все зависит от образования и окрестностей. Что-то, видимо, не в порядке, когда дефицит значимых лиц.

 

Был Мулявин - так это пример для современных белорусских исполнителей. Нравится Ирина Дорофеева, моя землячка - тоже из Могилева. Может, еще несколько неплохих есть ... - Расскажите о свой самый необычный концерт, о котором будете помнить даже через десятки лет? - Был 80-й ... 26 апреля ... Ленинград ...

 

Там, в оперной студии Ленинградской консерватории, состоялось мое первое дирижирование оперы Чайковского "Евгений Онегин". Боже, прошло уже 32 года! Даже страшно становится! - И последнее: что бы Вы пожелали многим коллегам по случаю профессионального праздника - Дня работников культуры? Что сами планируете делать в этот день? - Я проведу его в столице - здесь также готовится множество праздничных концертов. Своим же коллегам - музыкантам симфонического оркестра Брестского академического театра драмы, концертного оркестра "Немига", а также друзьям, товарищам, студентам, соседям хочу пожелать любить музыку. Если же чувствуешь, что это не твое, - лучше поменять профессию. Не стоит страдать самому и заставлять страдать окружающих ...

 

Беседовала Нина Леоновец, "НТ".

 

Главная ->  Экология